Пятница, 22.11.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Мини-чат
200

Главная » 2014 » Сентябрь » 16 » Часть четыре
06:38
Часть четыре
Как ни странно, но бизнесу помог и финансовый кризис. В 2009 году бизнес-вумен заключила свой первый крупный контракт с производителем спортивной одежды Addidas. Тогда Wildberries очень помогла известной во всем мире компании, у которой из-за падения спроса в результате финансового кризиса получились большие остатки на складах. Она закупила около 3000 пар одной модели кроссовок, цена была очень выгодная. И в тот период везде стояли коробки Adidas. Она продавала их почти два года, но продала. Сейчас Wildberries продает более 1000 брендов, включая такие спортивные популярные марки – Nike, TomFarr и Mondigo. Кризис также помог компании нанять несколько ценных сотрудников, которых другие компании уволили по сокращению штата, Бакальчук сняла недорогой двухэтажный офис в ближнем Подмосковье – и там до сих пор кстати располагается штаб-квартира Wildberries.

Татьяна отправилась по регионам для того, чтобы убедится, что она идет в правильном направлении, и ее проект популярен. И он действительно захватил города России. Третьим городом по объему поставок после Москвы и Санкт-Петербурга является Владивосток. И несмотря на близость к этому городу Китая, сами китайцы не поставляют мелкие партии одежды в местные торговые центры – и вся одежда закупается через Москву и стоит конечно намного дороже. Поэтому оказалось, что заказать одежду на сайте и подождать ее доставку всего неделю – отличный выход для местных модниц.

А вот Анастасия Сартан, открывшая интернет-магазин модной одежды TrendsBrands.ru, другого мнения об идее Татьяны с пунктами самовывоза. Хотя объем продаж Сартан в восемь раз меньше, чем у Wildberries, она тоже пробовал открыть такие пункты выдачи товара, но быстро отказалась от этой практики. У нее вырос рост числа отказов. «Люди заказывают, а на пункты самовывоза не приезжают, хотя мы оплатили доставку», – говорит основательница магазина Анастасия Сартан. Отказавшись использовать эту идею, отказы у нее составляют всего 20–30 %.

Да, риски высоки. Но у бизнес-модели Wildberries есть известные и крупные последователи. Так, например, интернет-магазин обуви Sapato, который купил мега-маркет Ozon, использует «озоновские» пункты выдачи товара. И там теперь можно будет не только получить обувь, но и запросто примерить ее.

По словам самой Бакальчук, ее компания приносит прибыль, но ее размер по понятным причинам она не раскрывает. Что же дальше? По словам управляющего партнера компании «Ритейл Экспертиза» Алексея Павлыка, для больших иностранных игроков инвестиции в Wildberries с ее огромной клиентской базой могли бы быть даже очень интересны – это ведь мгновенный вход на растущий рынок. Россияне, которые уже давно поняли, что выгоднее покупать в интернете, все чаще заказывают одежду в европейских интернет-магазинах. Большой популярностью пользуется, например, британский Asos. А Бакальчук все труднее становится конкурировать с ними. Но обсуждать перспективы привлечения инвесторов бизнес-вумен отказалась. Сейчас ее интернет-магазин является действительно одним из самых посещаемых. По словам эксперта в этой области господина Павлыка, такие компании как Wildberries покупают примерно за три годовых выручки, хотя все зависит от налаженности и прозрачности бизнес-процессов. Правда, есть примерные оценки суммы, которую заплатил за Sapato Ozon, они соответствовали одной годовой выручке – $25 млн. Так что, семья Татьяны, в которой с момента создания Wildberries появилось еще 2 детей, может рассчитывать на хорошую сумму и получить за свой магазин примерно $130–400 млн. А это согласитесь очень неплохо для бизнеса, основанного всего несколько лет на дому на одной удачной и смелой идее.




История вторая София Аморузо и ее NastyGal – феномен в бизнесе и моде


Однажды она проснулась утром и просто захотела создать свое дело. 28-летняя американка София Аморузо основала магазин модной одежды NastyGal – многомиллионный бизнес, который начался всего лишь с торговли винтажными вещами на интернет-аукционе eBay.

Утро. Центр Лос-Анджелеса. Конференцзал, в котором собрались десять молодых женщин. Они одеты так, словно им предстоит выход на самый настоящий подиум: прозрачные неоновые топы, джинсовые куртки с бахромой, короткие шорты и ботинки на огромной платформе. Они все поочередно представлялись, в перерывах между разговорами перекусывая выпечкой из кафе Starbucks. «Я счастлива быть здесь, и я точно NastyGal», – сказала Келли, клинический психиатр. «Мне очень нравится то, что NastyGal сделал именно для меня», – встревает в разговор выпускница американского университета.

Но все это совершенно несравнимо с тем, что NastyGal смогла сделать для Софии Аморузо. Всего за 4 года принадлежащий ей онлайн-магазин NastyGal стал настоящим хитом, предложив своим покупателям новые удобные способы покупать стильные и совсем недорогие вещи. И компания продолжает идти к тому, чтобы еще больше увеличить объем продаж примерно в четыре раза до $128 млн., а валовая прибыль просто обязана составить около 60 %. Что удивительно, достичь таких хороших показателей NastyGal удалось даже без громких рекламных кампаний, акций и почти без использования скидок. Вместо этого София строила свой бизнес, сделав ставку на социальные сети вроде Twitter, Tumblr, Instagram и Facebook (в России еще подойдут такие сети как Одноклассники и Vkontakte). Если говорить проще, то ей удалось трансформировать «лайки» поставленные на фото с ее товаром, в продажи. NastyGal также старается поддерживать связь со своими фанатами 24 часа в сутки. А страницы интернет-магазина в социальных сетях постоянно обновляются – пять раз в день, и каждое утро менеджеры NastyGal обязательно обсуждают со своими клиентками, что же им сегодня надеть.

Входит сама Аморузо. Она садится на стул в центре стола. На ней – приталенное изящное черное платье, отлично сочетающееся с милыми белыми ботиночками на шнуровке и ярко-розовой помадой. Девушки в комнате жадно ловят любой ее жест. Ее история – это ожившие мечты маленькой девочки о мире большой моды, хотя эта история не слишком хорошо известна общественности. Аморузо ведет себя очень спокойно, иногда даже кажется, что слишком застенчиво. «Вы, девушки, считаете нужным поддерживать себя в форме?» – задает она в конце совещания вопрос. Головы быстро закивали в знак полного согласия, после чего на Софию обрушивается шквал просьб, просто умоляющих принять в линию уже продающейся спортивной одежды фирму-гиганта Lululemon.

А для NastyGal это ее первая фокус-группа, собранная в реале перед предстоящим выходом дизайнерской линии одежды уже от самой Аморузо. Она была несколько поражена результатом. «Властные» и «свирепые» – вот какими оказались только некоторые эпитеты, которыми награждали собравшиеся ее неряшливо рваные топы на бретельках и коротенькие кольчужные шорты. Группа покидает зал. Аморузо удивлена: «Они как-будто читают мои мысли. Я конечно никогда не использовала эти эпитеты на людях, но я постоянно так думала».

Аморузо можно сказать противостоит модным тенденциям и не столько стилем продаваемых ею вещей (такие впринципе можно найти где угодно, и часто более дешево), сколько технологией, которую она создала специально для их продажи. NastyGal всегда покупает только ограниченные тиражи. Этот ход позволил Софии почти полностью распродавать запасы по полной цене – большая редкость для такой индустрии. Аморузо решила отказаться вообще от стандартных уловок – как например, «Получи скидку за рекомендацию друзьям».

Ее онлайн-магазин NastyGal имеет весьма устойчивые показатели. Примерно четверть из 250 000 покупателей посещают сайт как минимум раз в день и задерживаются на нем, по крайней мере, на несколько минут. 10 % покупателей являются топом самых активных пользователей, которые всегда посещают сайт более ста раз в месяц. Например, одна из девушек в фокус-группе сказала, что она обновляет сайт постоянно примерно каждые 20 минут. Конечно, не каждое такое посещение превращается в покупку. Отношение числа посетителей, захотевших использовать предлагаемую на сайте услугу, к числу пользователей, пришедших на сайт, составляет 1 %, что ниже, чем у розничных магазинов. Хотя именно поэтому ее сайт имеет множество лояльных потребителей. Немного больше половины продаж NastyGal приходится на 20 % их покупателей. А это значит, что есть отличная возможность охватить потенциальную аудиторию еще большую, чем сейчас: для этого NastyGal запускает собственный лейбл.

«Моя главная философия заключается в том, чтобы стремится продавать вещи по цене выше, чем та стоимость, за которую приобрела их я», – говорит Аморузо. И это не просто слова – ведь ее идеи дают свои плоды – сейчас с ней ведут переговоры некоторые успешные компании в Кремниевой долине и менеджеры по управлению благосостоянием известного программиста Марка Цукерберга. А немного раньше Аморузо получила $9 млн. от фонда IndexVentures: на тот момент вся NastyGal была оценена в $130 млн. И сейчас она может активно вести переговоры о новых инвестициях, который разумеется поднимет стоимость ее компании еще выше.

«Знаете, я никогда в жизни не видела, чтобы кто-то работал только за зарплату», – говорит София. Возможно, это все потому что греческо-американская семья Аморузо всегда занимались предпринимательством – ее дедушка, например, держал маленький отель и магазин, торгующий пианино. Ее отец когда-то давал ипотечные займы, а мать продавала дома. Будучи ребенком, София уже в 9 лет начала покупать книги о старт-апах, в середине девяностых годов она стала «президентом» маленькой лавки на своей улице в Сакраменто. В ней она продавала домашний лимонад и раковины морских моллюсков. Она тогда еще не знала, что ее тихая и неторопливая загородная жизнь очень скоро закончится. Когда Софии исполнилось 10 лет, ее родители в один момент потеряли работу. Она прекрасно помнит, как папа с мамой разрезали свои банковские карточки и выкинули их в мусорную корзину. Тогда им пришлось забрать ее из достаточно дорогой католической школы, чтобы хотя бы немного сэкономить.

Очень скоро София поняла – болтаться без дела нельзя и стала вставать в 6 утра и разносить газеты. И в тот момент деньги, которые она зарабатывала, имели для нее куда большее значение, чем просто средства на обычные карманные расходы. Уже в 15 лет, стоя и готовя сэндвичи в кафе Subway, она сосредоточенно и точно подсчитывала причитающиеся клиенту оливки, пока ее напарники бездельничали или дремали. Она всегда следовала совету своего отца: «Не переставай двигаться. И показывай себя. Подметай пол, даже если тебя никто не просил об этом». К 22 годам она успела поработать продавцом в десяти местах. София вспоминает, что на одной из своих старых фотографий, на которой она идет в художественную школу, она выглядит скучающей. И все, потому что у нее было постоянное чувство неудовлетворенности и даже вины от того, что она впустую тратит свои молодые годы.

Она всегда покупала вещи в свой гардероб, купленные в секонд-хендах и на уличных распродажах. Однажды она решила просмотреть сайты, продающие винтажную одежду. И тут Софию осенило – ведь она тоже может продавать ее. Только делать это намного лучше. Большинство продавцов на сайтах олнайн-аукционов занижают цены. Онлайн торги в Европе и США проходят в основном на сайте eBay, в России – на сайте Молоток. ру. Но принцип один и тот же – стартовая цена скажем для платья Chanel – $9,99. И оно может быть продано по начальной цене то есть за $9,99 или, например, за $1000. Задача продавца – показать, что оно стоит больше.

Сначала София так и делала, покупала какую-нибудь вещь, которая ей нравилась на eBay, а затем продавала там же, но уже в три или пять раз дороже. Ее главным оружием стали фотографии, сопровождающие обязательно любой товар на eBay. Аморузо просила подружек побыть в качестве моделей и делала красивые и стильные фотографии на фоне всего лишь гаражной двери ее тети. Но перед тем как сделать снимки, София тщательно продумывала позы моделей, их наряды и украшения до мелочей. Таким образом, ей удавалось продавать вещи, купленные в секонд-хенде, всего за несколько долларов, за несколько сотен. Аморузо также стала проводить небольшие исследования. Свои как ей казалось, лучшие фотографии, она выкладывала не только на eBay, но и в социальную сеть MySpace, где старалась получить оценку посетителей в режиме реального времени. Если комментарии на этом сайте были негативными, она тут же меняла модель.

Спустя всего полтора года эффективной торговли на eBay и более 30 000 друзей на MySpace, которые у нее появились за это время, годовая выручка маленькой фирмы Аморузо стала превышать $115 000, а прибыль составила – $20 000. В этот момент она решила наконец перевести свой расширившийся бизнес из гостевого домика тети в просторную студию в Бенишии. Это был дальний пригород Сан-Франциско. Но она не останавливалась на достигнутом, и начала активно разрабатывать сайт для NastyGal. Название, кстати, было взято из песни Бэтти Дэвис, экс-модели и бывшей жены Майлса Дэвиса. Пока у сайта было только имя, а сайт находился в стадии разработки. Аморузо начала отправлять своим покупателям письма со ссылками на свои товары на eBay. Многие продавцы в тот момент жаловались, что это является запрещенной схемой. А конкуренты также начали обвинять ее в совершении фальшивых ставок во время проведения аукциона. Сама София это конечно отрицает.

Но, так или иначе, в июле 2008 года ее всетаки выгнали с eBay. Как раз это и стало тем самым толчком, который заставил ее наконец запустить NastyGal, свой сайт по продаже модной винтажной одежды. Она зарегистрировалась на Facebook, и начала розыгрыш подарочных сертефикатов на $200. От покупателей требовалось прислать свои лучшие снимки в приобретенной одежде в NastyGal. Неожиданным поворотом в ее работе стала поддержка популярного блога в Америке Whowhatwear. com. Однажды в нью-йоркском баре София спросила девушку, сидевшую рядом, где она купила такую классную куртку, на что та не задумываясь ответила: «NastyGal». И тут же пожаловалась, что ее мама заблокировала все кредитки из-за сайта Софии. Это был маленький, но успех!

Первого сотрудника, который появился в компании Аморузо, нашла на сайте объявлений. Ею стала продавщица из Сан-Франциско Кристина Ферручи. Вместе они начали впервые закупать невинтажную одеждой корейских продавцов, промышлявших тогда в самых модных районах Лос-Анджелеса. Склад пустел очень быстро, и Аморузо приходилось каждую неделю мотаться на своем Volvo 1987 года выпуска из Бенишии в Лос-Анджелес. Тогда же она решила, что пора попробовать торговать известными брендами, для чего они вместе с Кристиной стали завсегдатаями модных показов. Она хотела купить продукцию крупнейшей марки Sam-Edelman. Но бренд оказался настолько капризным в выборе своих партнеров, что от этой идеи пришлось отказаться. Тогда, вернувшись домой с показа ни с чем, она решает что теперь ее рекламным девизом будет: «Мы сделаем ваш бренд круче».

Уже в январе 2011 года София перевела свою компанию в самый центр Лос-Анджелеса, для того чтобы быть ближе к своим поставщикам. И она по-прежнему была экономна. Единственное, что она себе позволила за все это время, – это первый недельный отпуск на Гавайях. Но она знала, она это заслужила!

Не так давно Аморузо ездила в Кремниевую долину. Встречалась с возможными инвесторами. В тот момент это было непростое время для ее компании NastyGal. Неожиданно начальник склада, не предупредив никого, уволился. А это было как раз во время распродажи в так называемую Черную пятницу. И именно в тот момент, когда была запущена новая еще не «обкатанная» система инвентаризации. Посыпались тысячи заказов на вещи, которых не было на складе. Началась настоящая путаница! Многие клиенты получали совсем не те вещи, которые заказывали. В тот период NastyGal пришлось срочно отменить примерно тысячу заказов. София поняла – ей катастрофически не хватает специалистов! Она начала методично прочесывать сеть LinkedIn в поисках потенциальных работников для своей компании – так она получила 12 профессиональных сотрудников.

София понимала, что поскольку она торгует через интернет, ей надо постоянно поддерживать связь с посетителями своего сайта.

Тогда она воодушевляет работников NastyGal на создание страничек и постов в различных социальных сетях, в которых они рассказывают о своих поездках на отдых или дают полезные советы по макияжу и выбору одежды. И хотя сама Аморузо перестала разрабатывать образы для съемок моделей, она постоянно контролировала процесс съемки. Если, например, какое-то облегающее платье удается продать только раз в неделю, она сразу же меняет моделей и продажи моментально взлетают в 400 раз.

Теперь ее расписание – это плотный график, расписанный по минутам, – один день она полностью погружена в выбор моделей для собственного недавно запущенного журнала SuperNasty, в другой – нужно провести переговоры с IndexVentures о кандидатурах на должности финансового и технического директоров. Ей, как и прежде, приходится вникать во все тонкости своей работы. С одним юристом София разговаривает о фандрайзинге, а с другим – о возможности минимизировать налоги на имущество. «Мне еще 28, – говорит София – но мне уже требуется завещание. Раньше я могла позволить себе быть спонтанной, теперь у меня большой бизнес, в котором я отвечаю за все».




История третья «Ютинет», или Как интернет-магазин превратился в бизнес с оборотом в $100 миллионов


Московские студенты за 8 лет создали крупнейший интернет-магазин компьютерной техники в России, сумели пережить кризис, смогли найти стратегического инвестора, и разместили акции своей компании «Ютинет» на бирже.

Михаилу Уколову, одному из основателей интернет-магазина «Ютинет», совсем не до отдыха. В декабре стало ясно, что отдел логистики плохо справляется с 1500 заказов в день. И нужно срочно что-то менять. Будучи программистом, Михаил всего за три недели написал новый эффективный алгоритм управления доставкой. С которым может справится всего один человек вместо набранных десяти. Лишние сотрудники тут же были уволены. Но зато диспетчер компании теперь всегда видит точные географические координаты коробки с каждым с заказом. Михаил, кстати, пошел еще дальше, и теперь обещает, что точную информацию о координатах местонахождения заказа смогут видеть и постоянные клиенты его интернет-магазина, ждущие доставки своего заказа. Уколов очень экспрессивен, он молод и пользуется сленгом, пытаясь донести свою главную идею: «Нам интересно, чтобы клиент получал сервис, от которого его бы просто перло!» – объясняет он.

И ему легко веришь, что он обязательно придумает еще что-нибудь очень эффективное! Ведь за восемь лет этот обычный программист из Москвы создал крупнейший ин тер нет-магазин компьютерной техники в России, без сильных потерь пережил кризис, и нашел серьезного инвестора для своего бизнеса. Он также сумел разместить акции «Ютинет» на бирже – и стал третьим в российском интернете после гигантов Mail. ru Group. и «Яндекс».

Все началось с того, что Михаил, будучи студентом Московского университета экономики, статистики и информатики, десять лет назад занимался тем же самым, чем занимаются тысячи других программистов-фрилансеров, желающих подработать: создавал на заказ сайты интернет-магазинов. Но в 2003 году вместе со своим бывшим одноклассником и экономистом Олегом Рыбаловым Михаил решил попробовать перейти на другую сторону фронта – создать магазин для себя и начать продажи. Не удивительно, что в качестве первого товара для торговли выбрали ноутбуки. Программист Уколов в них мог без труда разобраться сам. Но еще такая техника была выбрана и потому что являлась легкой. И для доставки потенциальному клиенту не нужен был автомобиль, денег на который (как и на все остальное) у партнеров-новичков не было совсем. В то время маржа продавца компьютеров была очень неплохой – $150 с ноутбука ценой $2000.

Начинающих предпринимателей абсолютно не смутил тот факт, что в интернете уже было более чем 500 интернет-магазинов ноутбуков и компьютеров. Они твердо понимали, что российскому потребителю как никому важны ассортимент и цена. Максимально возможные низкие цены Михаил и Олег решили обеспечить за счет отсутствия склада: после того как их компания получала заказ, курьер должен был просто забрать коробку у оптового дистрибьютора и сразу же отвезти ее клиенту. Дело началось. Партнеры понимали – надо расширять ассортимент. Ведь это тоже бы давало преимущество. Тогда Уколов написал программу, полностью анализирующую прайс-листы всех возможных московских поставщиков ноутбуков, как бы «встроившись» между ними и простыми розничными покупателями.

Жарким летом 2003 года было принято решение узнать, как работает интернет бизнес изнутри. Экономист Рыбалов устроился работать бухгалтером в интернет-магазин бытовой техники, а программист Уколов стал разрабатывать будущий сайт их компании. Он правильно предположил что главной особенностью их сайта должен стать удобный и широкий поиск по параметрам. В начале 2000х можно было выбирать ноутбуки онлайн только по трем параметрам, а Михаил сделал сразу несколько десятков. Название компании – это слегка измененная аббревиатура словосочетания «intelligent trade integrator», получилось UTI.

В свой проект учредители вложили примерно $4000 из личных сбережений. Им пришлось приобрести кассовый аппарат, потратится на регистрацию компании и аренду на окраине Москвы квартиры. Оставшихся средств хватило только на выполнение первого заказа. Михаил и Олег хорошо запомнили этот ноутбук Fujitsu-Siemens, буквально через три недели проданный их сайтом Utinet. ru 18 марта 2004 года.

Разумеется, первое время партнеры все делали сами: Уколов в качестве курьера развозил полученные заказы, писал необходимые программы, сам вел поисковую оптимизацию. Рыбалов как экономист, конечно, занимался финансовыми вопросами. Это было их огромным преимуществом – программист, который понимает все в системе, представляет работу любого процесса, и знает, как грамотно его оптимизировать, и экономист, контролирующий расходы, это очень важно. По словам самого Уколова: «Кода ты все знаешь сам, тебе нельзя ничего втереть».

Покупатели оценили возможность подобрать компьютер по десяткам критериев вместо трех. Большое количество параметров таких как: объем жесткого диска, диагональ экрана, количество портов, вес, цена, время работы и еще множество других удобная и простая опция только для покупателей из магазина. Уже в 2004 году интернет-магазин Михаила и Олега получил $500 000 выручки, в 2005-м – $2 млн. 2006-м – $5 млн., 2007 м – уже $11 млн. И через четыре года упорной работы «Ютинет» занял 10 % рынка ноутбуков в русскоязычном интернете. Дальше долю нужно было отбирать у таких крупных игроков рынка как «Эльдорадо» и других подобных сетей, а это не так-то просто сделать. Рынок электроники в сети изменился и стал более конкурентным. Магазины начали предлагать еще более низкие цены. И теперь с одного заказа «Ютинет» зарабатывал в среднем $100 вместо $150.

Вся полученная выручка «Ютинет» тут же запускалась обратно в дело. Поставщики уже предоставляли хорошо зарекомендовавшему себя магазину Олега и Михаила товарный кредит в 12 дней на технику, которая продавалась всего за два дня. На заработанные деньги Михаил вновь закупал технику. Он думал, что хорошо понимает, как ему казалось, главный закон бизнеса и математики – при постоянном росте ты никогда не должен отдавать товарные кредиты.

Вот тут чуть и не случилась беда. В конце 2008 этот самый закон чуть было не разорил их компанию. Когда наступил кризис, спрос на технику вдруг резко упал, и вернуть набранные товарные кредиты за счет новых поступающих заказов не получалось. «Получилась обратная спираль, – вспоминает Михаил. – Нам нужно было отдать тогда поставщикам много денег около миллиона долларов, а взять их было просто негде. Это было смертельно».

Михаил в срочном порядке одного за другим увольнял набранных программистов, а Олег практически умолял поставщиков об отсрочке по выплатам товарных кредитов. В конце ноября пришлось, чтобы хоть немного поднять выручку, снизить цены: число заказов сразу значительно увеличилось, но бизнес перестал приносить прибыль и стал убыточным. Партнеры поняли, что без финансовых вливаний не обойтись и нужно срочно искать стратегического инвестора.

Но в этот не лучший для компании период желающих вложить в нее деньги не было. Компания балансировала на грани выживания. Первым, к кому обратился «Ютинет», был инвестиционный холдинг «Финам». И почти сразу они получили отказ.

В поисках инвестора компании Олега и Михаила помогал партнер Сергей Карпов, специализирующейся на работе с телекоммуникационными и интернет-проектами инвестиционной компании ValueTechAdvisers. Именно Карпов познакомил Олега и Михаила с руководством сотового ритейлера «Связной». Они долго разговаривали и даже прорабатывали вариант, того что «Связной» купит «Ютинет». Но в итоге «Связной» купил только программу для своего интернет-магазина.

Уколов считает, что тогда получилось так, что деньги они просто им подарили. Ведь, внедрить систему Михаила по выбору товара на сайте по сотне различных параметров, приобретенную у «Ютинета» за 9 млн. рублей, «Связной» так и не смог.

Пришла весна. Шел 2009 год, и чтобы хоть как-то помочь компании не обанкротится, Михаил как когда-то раньше начал брать заказы на программирование сайтов – но теперь только крупные проекты. Михаил – гениальный программист. Он построил небольшому на тот момент девелоперу такую систему продаж, что уже через три месяца он продавал по 50 квартир в день. По словам Уколова, эта сделка и кредит, взятый в «Альфа-банке», позволили «Ютинет» ненадолго закрыть брешь в бюджете, но прибыль интернет-магазина продолжала составлять примерно 1 % от выручки. И этого было явно недостаточно, чтобы иметь возможность увеличивать долю на рынке. Инвестор был нужен все равно.

Михаил и Олег задумались над новым направлением бизнеса и в мае 2009 года партнеры решили сделать на базе интернет-магазина новую платформу выбора товаров, которая сможет продавать заказы на поставку техники другим интернет-продавцам. Главным преимуществом опять стал сайт «Ютинет»: удобная навигация, сайт предлагает хороший ассортимент, дает отличные цены, и не несет никаких кредитных рисков – тогда почему не отдавать заказы другим!

Окрыленный своей новой идеей он пошел к бизнесмену Ульви Касимову. Тот когда-то много лет проработал замдиректора Курчатовского института по инновациям. А потом создал свою компанию «IQ Group», инвестирующую в интернет-проекты. Он помогал новым стартапам тем, что устраивал встречи начинающих бизнесменов и потенциальных инвесторов. Вот на одну такую встречу и пришел Михаил со своим проектом площадки для сбора заказов. «Предложение Уколова меня зацепило, – говорит Касимов. – Когда мы начали общаться, вдруг выяснилось, что это не какой-нибудь мальчик со стартапом, а настоящий бизнесмен». Переговоры затянулись на полгода. Но весной 2010 года, «IQ Group» все-таки купила у учредителей 51 % компании «Ютинет». Сумма, покупки была равна половине годовой выручки, которая тогда годом ранее упала до $11 млн.

Таким образом, Касимов, приобрел контрольный пакет акций. Он исходил из тех соображений, что имея на руках 51 % акций он мог искать еще инвесторов и они бы поверили в этот проект. Касимову не пришлось бы никому объяснять, какой хороший парень Уколов. Имеется контрольный пакет, который сам по себе гарантирует: все, что говорит Касимов, он может исполнить». Владельцы Михаил и Олег в свою очередь не побоялись потерять контроль над компанией. Уколов рассудил так – если у тебя к примеру есть 51 % акций «Газпрома», ты, наверное, что-то контролируешь. Но если они с Олегом вдруг перестанут заниматься своим детищем, он перестанет работать и развиваться – а это уже будет не интересно ни им самим, ни инвесторам».

Заручившись серьезной поддержкой инвестора, Михаил перевел торговлю ноутбуками на другой отдельный сайт Uti-note.ru, а на Utinet.ru создал «торговую площадку». Любой посетитель сайта видит на площадке не только товары «Ютинет», но и сразу может просмотреть предложения других компаний, торгующих бытовой техникой и электроникой. Обработкой самого заказа занимается Ютинет, а его непосредственным выполнением – партнеры, которые платят компании Уколова комиссию (в размере от 1–3 % от цены ноутбука до 50 % для аксессуаров). «Если бы компания сама искала клиента, она потратила бы на их привлечение вдвое больше», – считает Уколов.

Хотя Уколов стал далеко не первым предпринимателем, решившим таким образом помочь интернет-магазинам получать заказы. Подобную систему онлайн-витрины для различных сайтов с 2009 года уже успешно развивала компания Wikimart. Сейчас один из владельцев этой компании Максим Фалдин не рассматривает «Ютинет» в качестве сильного конкурента. Фалдин даже сравнил свою компанию с мегамоллом, а бизнес Михаила – с обычным магазином электроники, который вдруг решил сдавать часть своих площадей в аренду. Кстати, в таком же направлении начал недавно работать всем известный интернет-магазин «Озон».

В ноябре 2010 года, «Ютинет» запустил свою новую платформу в еще тестовом режиме. Тогда первым партнером стал магазин бытовой техники «Холодильник. ру», решивший перестать сотрудничать как раз с Wikimart. Причина разрыва отношений с этим сайтом была банальной. Wikimart стал транслировать слишком много предложений от разных поставщиков. Валерий Ковалев, основатель «Холодильник. ру» считает, что такие площадки как Wikimart, пытаются мотивировать продавцов торговать дешевле. Максим Фалдин тогда же подтвердил, что его Wikimart отказал «Холодильник. ру» в работе на эксклюзивных условиях. Он считает что это противоречило бы принципам компании – у Wikimart для всех равные условия.

Уколова с Ковалевом по благоприятному стечению обстоятельств познакомил бывший сотрудник его компании, который пришел работать в «Ютинет». Уколова Ковалев считает интересным и умным человеком. Это в конечном итоге и повлияло на решение «Холодильник. ру» начать работать с компанией Михаила. «Ютинет» помог Ковалеву поднять количество заказов до 400 в месяц примерно на $150 000, и «Холодильник. ру» ожидает, что эта сумма вырастет до $1 млн.

Сейчас 90 % заказов «Ютинет» пока исполняет самостоятельно. Компания на данный момент сотрудничает более чем с десятью интернет-магазинами, планируют конечно повышать это количество в течении всего года. Например, что касается крупной бытовой техники, Михаил сотрудничает только с «Холодильник. ру», и его делового партнера Ковалева это устраивает. Хотя он признается, что его беспокоит, что Михаил будет строить на этом свой собственный бизнес по продаже бытовой техники. И разумеется он потихоньку строит его, но Ковалев считает, что говорить о том, что «Холодильник. ру» перестанет работать с Ютинет, можно будет только через 2–3 года.

А Михаил как любой амбициозный бизнесмен и не скрывает, что, сейчас, занимая 15 % рынка ноутбуков в Рунете, он естественно хочет получить примерно столько же и в сегменте холодильников. Но пока его компания занимает только 1 %.

Дальнейшее развитие опять требует денег. Примерно полтора года назад Ульви Касимов стал искать их в весьма нетрадиционном для интернет-магазинов месте – на бирже. Касимов взял за правило… упражнение в фитнесе «толкать стенку»: стенку ты разумеется не столкнешь, но мышцы-то накачаешь. Он посчитал, что, даже если они не сделают IPO, это в любом случае пойдет компании на пользу.

«Ютинету» для выхода на биржу пришлось сильно перестроить внутреннюю структуру и упорядочить бухгалтерскую отчетность. Кстати, размещением акций на «ММВБ» занимался именно «Финнам», отказавший им когда-то в финансировании. Владислав Кочетов говорил, что отношение инвесторов к компании Ютинет было неоднозначным. Многие крупные интернет-гуру, были против и говорили, что это никакой не бизнес, а всего навсего ларек. Но на резонный вопрос, почему ларек имеет столь высокую выручку, ответить так и не смогли. Тогда аналитики «Тройки Диалог» посчитали, что интернет-магазин при размещении переоценивают чуть ли не в два раза.

Можно ли сказать, что размещение прошло удачно? По большому счету да: в июле 2011 года «Ютинет» разместил на ММВБ 9,1 % своих акций. Акции ушли в руки нескольких фондов и частных инвесторов, покупатели потратили на акции по 300 000–500 000 рублей каждый. Их привлечение, потребовало от Уколова накануне IPO разослать всем клиентам интернет-магазина предложение о покупке акций. В итоге IPO принесло 390 млн. рублей, капитализация составила 3,9 млрд. рублей.

Показатели работы компании тем временем улучшились. В 2011 году ее выручка выросла почти втрое, до $86 млн. И это при том, что аналитики прогнозировали всего $70 млн. Кочетков надеется, что цифры из годового отчета помогут серьезно изменить отношение к интернет-магазину, и котировки компании на фондовой бирже будут подниматься вверх.

Если не случится обвала на рынке, то компания непременно будет торговаться выше размещения и покажет хороший рост.

К слову сказать, пока мало кто из интернет-конкурентов «Ютинета» вышел на биржу. Специалисты считают, что интернет-магазинам сложно рассчитывать на удачное размещение, потому что большинство из них все же находятся на стадии стартапов.

Вот например, EBITDA «Ютинета» несколько лет держалась на уровне 3 % от выручки, такой процент трудно увеличить. Уколов говорит, что интернет-магазин в среднем тратит на привлечение своих новых клиентов 30 % маржи от каждой покупки, затем 20 % уходит на содержание колл-центра. «По точным подсчетам процесс от заказа до логистики целиком стоит 2/3 маржи», – говорит Уколов. Большие надежды Уколов связывает с развитием своей торговой платформы, которая работает для сторонних поставщиков. Там прибыль составляет 30 % от выручки. Правда, и объем комиссии за прием заказов ниже в несколько десятков раз, чем оборот самого интернет-магазина. Уколов прекрасно понимает, что для того чтобы исправить ситуацию, ему необходимо в разы увеличить число участников системы.

На это он и собирается направить все оставшиеся от IPO деньги. На данный момент было решено что сайт «Ютинета» нужно переводить на английский и испанский языки. Это позволит привлекать партнеров за рубежом. У Уколова есть идеи купить несколько интернет-магазинов также и в регионах. Он уверен, выручка компании будет в дальнейшем только увеличиваться, и тогда можно будет подумать о размещении на западных биржах. «Эта компания станет международным проектом», – уверен Касимов.

Истории успеха красноречиво доказывают, что добиться успеха на поприще интернет-торговли можно – и это более чем реально! Теперь у вас есть знания, необходимые для того, чтобы начать действовать, и вы уже можете начать движение к своей мечте и начать работу над созданием собственного интернет-магазина.

Категория: Как открыть интернет-магазин с нуля | Просмотров: 231 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Реклама
Поиск
Реклама
Реклама

Вверх